Менкэ Кекэ Тэнгэри — Вечное Синее Небо

Практически все монголоязычные народы веками поклонялись, а многие и сейчас поклоняются Вечному Синему Небу. Имеются все основания утверждать, что этим священным местом является зазеркалье безбрежной и синей глади озера Байкал!

0
1808

Однако существующие над нашей планетой небеса зачастую имеют вовсе не синий, а голубой цвет, синева же больше присуща морским просторам.

На эту тему писал широко известный востоковед Лев Николаевич Гумилёв, который в своих работах заметил, что объектом поклонения и почитания азиатов является не то небо, которое возвышается над нашими головами, а нечто недоступное, необъяснимое для понимания современного человека.

Созданы десятки трудов, посвящённых Менкэ Кэкэ Тенгэри, образован Международный Фонд исследования Тэнгри, в октябре 2013 года в Улан-Баторе состоялась IV Международная практическая конференция под названием «Тенгрианство и этническое наследие народов Евразии, истоки и современность», однако предоставить доступное и каждому понятное объяснение этого явления учёный мир оказался не в состоянии.

Так что же на самом деле является объектом поклонения древних азиатских народов? Имеются все основания утверждать, что этим священным местом является зазеркалье безбрежной и синей глади озера Байкал!

Всем Великим монгольским Ханам во время их коронации так или иначе присваивался Титул священного моря, а главной эмблемой на знамени Монгольского государства был парящий ястреб синего цвета, символизирующий собою сакральное озеро.

Совсем не случайно этот цвет сохранился на знамёнах и в гербах таких республик как Монголия и Республика Бурятия, на флаге Внутренней Монголии, в гербе Тувы, на флаге Усть Орды, на флаге Агинского округа, на флаге и гербе Калмыкии.

Хотя Тэмуджин и пользовался титулом Повелителя Царства мёртвых, он не имел права называть себя Тэнгис Хааном, так как просто произносить имя Тэнгис категорически запрещалось даже ему!

Когда он умер, то озеро получило другое название — Далай, а его сын Хан Угэдей, пришедший к власти после отца, получил титул «Великий».

Имя младшего сына Тэмуджина Тулуя, два года управлявшего страной после смерти отца, означает «Зеркало», что полностью отражало его спокойный и уравновешенный характер, сравнимый со священным озером, остекленевшим во время полного штиля или же озера под прозрачным блестящим льдом.

Следующий правитель Монголии, Хаан Мэнке, обладал титулом «Вечный неиссякаемый Водный Поток» Мон Гол, а его законный преемник Хаан Ариг Буха был наделён званием «Чистая Вода Рога Быка».

Первую попытку этимологизировать значение слова «монгол» предпринял известный монгольский учёный Намжиил Цэвээн, сделавший вывод о том, что в древности оно означало изобилие, неиссякаемось чего-то, в нашем случае необозримых просторов сибирского «океана».

Хан Тэмур, внук Хубилая, носил титул «Сталь», то есть твёрдое железо кривой монгольской сабли.

Позднее имя сверкающего льда и булата носили ещё несколько представителей монгольской династии Юань, управлявшей Китаем на протяжении 115 лет.

Имя Хаана Бату, сразу после смерти Хана Гуюка добровольно уступившего трон Повелителя Империи своему старшему брату Мэнке и правившего русскими уделами из волжской столицы Сарай, переводится как твёрдый, холодный и чистый, а именно таким по характеру и был Бату. Но данные ассоциации связаны с необыкновенно прозрачным и прочным байкальским льдом.

Присвоив самому себе синоним Титула священного озера Чингис, Тэмуджин становился не только Повелителем живых, но и беспредельным властителем душ почивших предков, что внушало всем племенам и народам неописуемый ужас и обеспечивало беспрекословное подчинение скотоводов, имевших единое представление о потустороннем мире.

В их понимании любой водоем являлся хранилищем душ умерших, поэтому они не купались и не ловили без нужды рыбу, опасаясь осквернить воду и разгневать и без того не очень-то добрых онгонов.

Если человек мочился в какой-либо водоём, монголы на месте отрубали ему голову.

Формирование веры в преклонении зазеркалью и поклонение духам начались с того момента, когда человек увидел отражение своего лица в спокойной воде. Ещё не понимая того, что смотрит сам на себя, а «тот человек» очень похож на своего недавно умершего родственника, он решил, что это происходит общение с душой покойного, обитающей в воде.

Поскольку в воде или на льду отражались не только лица, но ещё и небеса вместе с солнцем и облаками, скалистыми и часто заснеженными обрывистыми берегами и горные вершины, то такое море, как Байкал символизировало для древних гигантское зеркало, нескончаемое перевёрнутое синее небо — Менкэ Кекэ Тэнгэри!

Чтобы современному человеку заглянуть в этот потусторонний мир, ему достаточно лечь навзничь на пологом берегу и максимально запрокинуть голову назад.

Ещё проще — взять и просто перевернуть видеокамеру, снимая потрясающую панораму вечности.

Не случайно археологи находят в древних захоронениях перевёрнутые пустые горшочки, которые являются символами горы и потустороннего царства.

Надеюсь, что моя работа поможет многим посмотреть на окружающий мир глазами наших далеких предков, приобщиться к их способу мышления и общения, узнать о том, как называлось и какое значение у простых степных скотоводов имело многоликое и по-настоящему священное для них море, ныне носящее единственное имя Бай Гаал — «Стоящий Огонь»!

Неожиданное и очень яркое подтверждение своей версии о тесной связи титула Тэмуджина с Байкалом я обнаружил в редкой сегодня книге калмыцкого писателя Эрежен Хара Дабана под названием «Чингисхан», изданной в Элисте Калмыцким книжным издательством в 1991 году.

На последних страницах этого интереснейшего произведения автором приведён диалог Чингиса с его девятью ближайшими сподвижниками, которые оказали ему поддержку в начальный период создания государства.

Вначале сам Вождь прославляет своих друзей — единомышленников, а затем и они по очереди отвечают ему тем же:

Мукали из племени джалаиров, полководец, завершивший покорение Северного Китая и ставший там первым наместником Вождя, произносит: «Моя могучая птица, подобная волнам глубокого океана, да будут великими твои сознание и мысли!»

Бугурчи из племени арулатов, сын кузнеца и друг детства Чингисхана, помогавший отбить лошадей, угнанных конокрадами, говорит в ответ:

«Ты, бездонный и бурливый океан мой! Ты, безмерной силы царственный орёл мой!»

Шиги Хутугу, приёмный сын Тэмуджина татарской крови, дослужившийся до звания Главного судьи Империи, заявляет: «Ты, великая, широчайшая Байга-река моя, боевыи конём не проходимая, моя величайшая Гора!»

Джебе-нойон из рода бэсутов, полководец, совместно со своим наставником Субудеем покоривший 20-миллионную Среднюю Азию, говорит: «Мой повелитель, ты великий поток!»

Хара Хиру, вождь большого ойратского племени, сразу же беспрекословно перешедшего в подчинение Чингис Хаана и позднее частично перекочевавшего на запад, где они со временем стали называться калмыками, прославляет вождя так: «Ты, рождённый высоко держать славу избранника Синего Неба!»

Являясь одним из «аборигенов». более тридцати лет проживших на берегу Священного моря, я могу авторитетно заявить, что не было ни одного дня, когда при взгляде на Байкал я не переставал удивляться разнообразию смен настроений и цветовой гамме озера! Но особенно поражает теснейшая визуальная связь воды и воздушного пространства, когда белоснежные облака и льдины, бездонная лазурь воды и небес абсолютно идентичны и сливаются в единое целое!

На западном берегу северной части озера Матушку Землю Этуген, а точнее символ женского начала, представляет из себя узкая трещина в скале, расположенная у самой кромки воды, которая в наше время носит название Лударская пещера.

«Отцом» же является вода и мощные волны Байкала, которые во время шторма с грохотом и пеной врываются в этот грот.

Древние жители этих мест, стоянки периода каменного века которых были обнаружены учёными, поклонялись пещере Матери и приносили в ней жертвы, в том числе и человеческие.

В пещере была найдена фигурка в виде фаллоса, изготовленная из гальки, на которой белой краской было нанесено изображение нерпы, готовившейся к прыжку, что символизировало мужское семя.

Также символы мужского начала, направленные в небо, сохранились в степях Монголии.

Во время изучения топографических материалов вокруг озера Байкал и узнав о существовании у племени ойратов такого сакрального знака как «свастика», я обнаружил, что крылья подобного знака формируются из рек Верхняя Ангара, Баргузин, иркутская Ангара и Лена.

Древняя Китайская цивилизация овладела картографией ещё до нашей эры и, конечно же, топографы того времени никак не могли обойти стороной Байкал!

Поскольку ойраты поклонялись зазеркалью озера в виде Вечного Синего Неба, они и выбрали себе этот сакральный знак, названный впоследствии «свастикой», изображавшийся впоследствии на калмыцких газетах и официально разрешенный в начальный период советской власти до тех пор, пока её нагло не присвоили себе немецкие нацисты.

Данный знак сформирован из восьми точек, окружающих центральную – девятую. Это же изображение имитирует Колесо Времени или Шамбалу в виде цветка Лотоса. Подобные лучи заложены в основе памятника Тэмуджину, расположенного в Монголии.

Совсем неслучайно после смерти Чингис Хаана прозвучали такие слова: «Восемь белых юрт станут устоями созданного тобою государства!»

Девятая «юрта» размещается в центральной части стоящей реки Бай Гол, называется она «Гора Ёрд» и упоминание о ней вообще не допускалось.

Две символические «юрты» расположены на Севере. Та, что в центре, установлена на горе, которая возвышается над термальным источником Дзелинда, а ту, что с правого крыла, обнаружили иркутские геологи, и находится она на Витиме в истоках рек Цыпа и Кавокта.

Два кургана — с восточной стороны Байкала; один представлен в виде священной горы Бараг Хаан, а другое сооружение возведено на вершине Яблонева хребта в 50 километрах от станции Бада.

Два кургана — с южной стороны озера; крылья указывают на одно из строений, установленных в горах Хамар Дабана в истоках реки Оронгой в 50 километрах от села Хурумша, а другое находится в северной части Закамны и известно как гора Наковальня или Уран Душа.

Курган с западной стороны, что в центральной части, мне неизвестен, а на севере его место определено по истокам и течению реки Лена.