«Запретная земля». Часть I

Баргузин — искаженное русским языком название «Бортэ Уджин Хатун», жены Чингисхана

0
1700

Баргузин — искаженное русским языком название «Бортэ Уджин Хатун», жены Чингисхана

По словам бывшего министра экономики Республики Бурятия Сангадиева З.Г., «этническими Центрами республики, при активном участии научного сообщества и местных краеведов, уже давным-давно был разработан проект под названием «Волшебная Страна Баргуджин Токум». Данный бренд планируется развивать исключительно на территории Баргузинской долины и соответствующего района, однако это никак не вяжется ни с летописными, ни с историческими, ни с реально существующими географическими данными. В период с 1923 по 1925 годы в состав Баргузинской волости входили такие нынешние районы республики, как Северобайкальский и Курумканский.

В глубокой древности весь наш северный регион носил название ДЗАД, что означает «Холодный Край», а позднее, в честь почившей супруги Повелителя он получил имя «Бортэ Уджин Хатун», которое при помощи русских казаков было вначале переделано в Баргуджин Токум, а со временем и трансформировалось в Баргузин.

Баргузинский хребет с большой высоты
Баргузинский хребет с большой высоты

Если посмотреть на Баргузинский хребет с большой высоты, подлетая к нему с северо-восточной оконечности, то мы увидим, что его очертания удивительно напоминают форму человеческого языка, в честь которого и был назван один из внуков Чингис Хаана по имени Хулагу, управлявший в 60-х годах 13 века Среднеазиатским Улусом Монгольской Империи 13-15 веков.

Хулагу один из внуков Чингис Хаана
Хулагу один из внуков Чингис Хаана
История Хана Хулагу

«Хэлэг» в переводе с монгольского означает язык

Длина этого достаточно компактного водораздела, окружённого побережьем самого Байкала, а также Верхне-Ангарской котловиной и Баргузинской впадиной, которые двадцать тысяч лет назад сами были дном священного моря, достигает 280 км, его ширина более 60 км, а на юге, при наибольшем своём сужении, ширина составляет около 30 километров.

В 1647 году русские казаки под предводительством атамана Колесникова воздвигли в устье реки Светлая Верхне-Ангарский острог, а ровно через год, на берегу одноимённых водного потока и соответствующей долины, ими была построена Баргузинская крепость.

В 1206 году северную часть озера Байкал опоясала граница вновь созданного Монгольского государства, дугообразно огибающая оконечность священного моря.

Эта «дуга» в мировоззрении кочевников ассоциировалась с символической безлесой горой, получившей наименование Бурхан Халдун – «Лысый Бог», а соответствующая территория, окружающая северный култук гигантского водоёма, стала символом «Великого Шалаша» — Йэхэ Отог.

Эмблема, ассоциация, символ, аллегория – это своеобразный язык и способ общения между собой пастухов, охотников и воинов того времени. Чтобы найти на карте, увидеть и представить все тотемы, эмблемы, знаки и символы, которые использовали люди 13-го века, совсем не обязательно обладать каким-либо особенным воображением или фантазией. Под названиями различных птиц, животных, боевого оружия кочевников они указаны в сказании «Алтан Тобчи» в виде прямых географических ориентиров, указаны и места размещения некрополя самого Великого Кагана, и всего мёртвого Царства Золотого Рода его потомков — Чингизидов.

Название книги «Алтан Товч» означающее «Золотая Пуговица» или «Царская Застёжка», так же является одним из этих символов. Именно форму единственной петли, пришитой возле правого плеча монгольского мужского национального халата, которая предназначена для большой сливовообразной пуговицы, имеют очертания Баргузинского хребта.

Сумей расстегнуть «Царскую Застёжку» и все тайны древних перед тобой откроются. Данная рукопись была найдена в Монголии в 1926 году, а в 1973 издана Академией наук СССР на русском языке под названием «Алтан Тобчи» в серии книг «Памятники Востока» №10. При осмотре хребта с западного берега северной оконечности озера во время заката или восхода солнца зритель увидит своеобразную “кардиограмму» гор и будет иметь возможность пересчитать на ней общее количество больших и малых вершин, хорошо выделяющихся на ещё светлом небе.

Каждая возвышенность символизировала для жителей степных просторов и дикой тайги место обитания одного из богов, онгона — духа местности. Именно эти 99 Буурал Бабаев, сидящих на скалистых пиках, охраняют Йэхе Хориг — «Великое Запретное место»! Пятьдесят пять из них расположены с западной стороны «Золотой Пуговицы» и сорок четыре — с восточной. Знания об этом были утрачены во время жесточайших коммунистических репрессий, но в Монголии, на месте бывшей столицы города Каракорум, сохранились традиции почитания и поклонения Девяносто Девяти белоснежным субурганам, которые и символизируют собою вышеупомянутые горные возвышенности и божества, на них обитающие.

Когда в 1226 году Тэмуджин хоронил своего младшего брата Хасара, во время посещения Северного Байкала он увидел «мыс реки» с нынешним названием Верхняя Ангара.

Я догадался, что под этим гигантским выступом в водную акваторию подразумевается самая северная часть Баргузинского хребта, которая на горизонте плавно опускается в сторону водного потока, получившего в то время имя Мона, что означает «нескончаемая и неиссякаемая река».

Один из многочисленных кланов, предки которых обитали в стране Баргуджин Токум, назывался кеке (синие) бортжигины, а сохранившийся в имени этого региона корень Уджин, то есть Госпожа, подтверждает связь названия этого горного хребта с Матерью Царского Рода Чингизидов Бортэ.

Широко известно, что прародителями первого вождя монгольского государства являются Буртэ Чино – «Пятнистый Волк», сбежавший в 6 веке нашей эры из степей Халхи к отрогам Баргузина от преследования Тюркского каганата и передавший в наследство своему роду синие родимые пятна на теле, и коренная жительница этих мест тунгуской крови ГоаМарал — «Прекрасная Лань».

Одновременно Волк и Лань являются предками и Среднеазиатского правителя и полководца конца 14-го — начала 15 веков Тамерлана, повергавшего в ужас народы и государства того времени строительством пирамид из человеческих черепов. В летописи «Алтан Тобчи» читатель сам сможет найти Главу под названием «Родословная Чингис Хаана» и удостовериться в правдивости моих утверждений.

Что же объединяет двух хорошо известных исторических личностей нашей планеты, этих Великих правителей и завоевателей?

  • и их принадлежность к монгольскому этносу;
  • и общие тотемные знаки Волка и Лани;
  • и территория совместного проживания предков;
  • и безусловное величие, достигнутое в правлении над странами и народами нашего континента;
  • и совместная территория расположения Великого царства мёртвых в монгольской «Долине Царей».

Самой высокой точкой северной части хребта является горная возвышенность высотой более 2600 метров, имеющая на горизонте форму ярко выраженного профиля горбоносого человека, ныне именуемая местными жителями «Гора Покойник».

Для немногочисленных коренных обитателей, проживающих по берегам рек Верхняя Ангара, Кичера и Байкальского Сора она олицетворяла главного Духа-Хозяина местности. Именно здесь были оборудованы такие символы власти, как Престол Чингис Хаана, рядом с которым вытесана из камня огромная каменная черепаха, и «Врата в царство мёртвых», и ничем не отличающаяся от Египетских гигантская Пирамида, и каменные стражники, и каналы для отвода воды из озёр, расположенных на разных уровнях горного горизонта.

Существование подобных святилищ и культовых построек подтверждается отдельными сооружениями и изваяниями, сохранившимися в Тункинской долине Бурятии, такими как Престол вождя.

Подтверждают это и каменные Черепахи в степях Монголии.

Этими символами вечности и мудрости были оборудованы 9 святых мест поклонения вождю в 9 самых значимых улусах, где правили 9 ближайших вассалов Чингис Хаана.

Место погребения первой и главной супруги Бортэ и остальных трёх законных жён, подаривших Тэмуджину детей, определено и обозначено в контуре целой группы гор на восточном побережье северного Байкала. Оно представлено в виде лежащей навзничь женщины с «соском на высокой груди», а также целой цепи каменных курганов, опускающихся вниз от классического изгиба «шеи» Матери и постепенно, в соответствии с иерархией очередной избранницы вождя, уменьшающихся в своих размерах.

В 1220 году Тэмуджин похоронил свою мать Огэлэн Уджин Хатун – «Белоснежное Облако» в районе горы Белуха, также имеющей форму высокой женской груди, и в истоках Катуни, а на самом деле реки Хатун, что означает Мать. Позднее он повелел назвать самый большой остров Байкала её именем, которое ныне также сокращено и переделано на русский лад — Ольхон. Но вначале в её честь на территории нынешней Тувы посреди озера Тере-Холь был отсыпан искусственный остров, на котором возведён самый первый монгольский Дворец Дацан — ныне Пор Божин.

Его название умышленно изменено, на самом деле Божин так же означает Уджин. Научное сообщество оказалось не в силах разгадать истинное предназначение этого храма и именовало сию постройку «уйгурской крепостью 13 века». Некоторые учёные и священнослужители ошибочно полагают, что местом погребения Огэлэн является курган, расположенный в истоках реки Оронгой, что в 50 километрах от села Хурумша Селенгинского района Бурятии, но скорее всего там покоится один из девяти сподвижников Великого Хаана.

На западных склонах Баргузинского хребта обнаружены гигантские рисунки, подобные Перуанским геоглифам в виде «Совы» и «Сороки», в сторону которых направлена мифическая «Стрела» — остров Ярки.

Все эти объекты тесно связанны с одной из легенд, изложенной в сказании «Алтан Тобчи», а сам сюжет специально придуман с целью описания географических ориентиров очень значимой местности, которую в последствии должны будут отыскать потомки.

«После того как Будда погрузился в Нирвану и прошло более чем три тысячи двести пятьдесят лет, в северной монгольской земле родился августейший Чингис-Хаан», -говорится в летописи «Алтан Тобчи».

От 3250 лет отнимем дату рождения Тэмуджина – 1155 год, и мы узнаём о том, что БУДДА покинул этот мир 2095 лет до нашей эры.

Самым первым прародителем Повелителя рукопись называет тибетского Худзу Гунн (Лебедь) Сандалиту Хагана, который имел трёх сыновей: Борочу, Шибагучи и Бортэ Чинос, а это значит, что корни всех центральноазиатских народов тянутся к горам Тибета, где они уцелели после «Великого потопа».

Младший Бортэ Чинос и есть начальная ветвь родового древа монголоязычных племён, то есть — первое колено Тэмуджина!

Борочу стал основателями этноса, именуемого тюрками, то есть таких народов, как казахи, киргизы и хакасы.

Шибагучи (Шива) продолжил род тибетцев. Море Тэнгиз Далай (Байкал) переводится как перевёрнутое «Великое Вечное Синее Небо», которому веками поклонялись все народы Центральной Азии, так как считали данное зрелище зеркального отражения солнца, горных вершин и облаков реальным проявлением потустороннего мира и местом обитания душ ушедших предков. Эта языческая вера поклонения Небу именуется Тенгрианством.

Северный Байкал имеет право ещё на один родовой тотем Чингизидов, которым является титул Чингис или «Жаворонок» — сын неба-моря, представленный в виде озера Фролиха.

В 13 веке этот небольшой по сравнению с Байкалом горный водоём носил название маленькой степной птички, а убедиться в этом сможет каждый, кто посмотрит на карту побережья священного озера и, найдя в сети, прослушает трели жаворонка, вопящего: «Чингис,Чингис,Чингис!». В озеро впадают две реки. Правая носит название Нерунда, а левая — Даватчанда. Совсем неслучайно во время погребения Чингиса суннитским богатуром было произнесено заклинание и задан такой вопрос: «Неужели ты оборотился крылом щебечущей птички?».

Одно из символических крыльев Фролихи, либо левое, либо правое, и указывают путь к истинному месту расположения последнего табора «Потрясателя Вселенной».

Бухта Аяя (Луна) упоминается в сказании в виде «каменного колодца», куда Тэмуджин «заключил своего провинившегося брата Хасара», но затем «простил его и выпустил на волю».

Самого Чингис Хаана, согласно хорошо известной легенде, похоронили якобы в голой степи, положив в большую яму его тело и опустив туда все предметы обихода, необходимые покойному в потустороннем мире, то есть «всё, чему есть имя на земле». Когда могилу сравняли с поверхностью земли, то над нею вначале зарезали только что родившегося верблюжонка, а затем многократно прогнали по кругу тысячи коней, которые вытоптали траву на огромной площади, и найти в бескрайней степи ранее небольшое пятно голой земли стало невозможным. Через год мать должна была остановиться над этим местом и тем самым указать его потомкам, пришедшим для исполнения обряда поклонения.

Отёл этих животных происходит в конце февраля или в начале марта, тогда, когда промёрзший за зиму суглинок не то что копать, но и взорвать невозможно. Поэтому, если мы хотим узнать истину, то либо вновь должны вернуться к языку символики и эмблематики, либо взять в руки ломы и лопаты и попытаться в ещё зимней степи выдолбить хотя бы небольшую ямку.

В самом сердце той действительно волшебной страны, с которой мы знакомимся, сегодня обнаружены:

  • и «горб верблюдицы» в форме огромной горы, схожей по своей форме с единственным жировым органом степного драмадера;
  • и безвинно погибший «телёнок» в виде искусственного каменного кургана солидных размеров, идентичного по форме и размерам со священной Горой Ёрд, что в Иркутской области, но намного меньше символического горба своей матери;
  • и «лужица крови» — горное озерко, на берегу которого и установлен «горбик» детёныша.

Ещё одна легенда повествует о том, что на Ононе монголы вначале отвели русло этой реки в сторону, затем в обнажившемся каменистом дне выдолбили погребальную камеру и, похоронив в ней вождя, вновь пустили над этим местом воду.

Да, действительно, они делали всё вышеперечисленное, но только не в степном краю, где родился Тэмуджин, а на высоте до 2000 метров, в горах на севере Байкала, где существует целая цепь озёр, находящихся на разной высоте и где вполне реально можно спустить воду в одном из них, а выполнив необходимые работы, вновь его наполнить. Свидетельством этому являются искусственные каналы правильной закруглённой формы, которые значительно отличаются от промывов природного образования.

Сухопутный путь из Баргузинской котловины через Курумканское плоскогорье в Верхнеангарскую впадину был исследован и проложен кочевниками тысячи лет назад. Основным начальным ориентиром этого тракта являлась священная гора Барагхан, которую хорошо видно из посёлка Баргузин, построенного по берегам одноимённой реки. Ныне данная дорога именуется «110 километром».

Преодолев Курумканское плоскогорье, караванная тропа достигает речки Светлая и по краю русла выходит к Верхней Ангаре. Самым же последним секретом средневековых кочевников, который для меня также не составляет никакой тайны, является символ «Утки с утятами» и хитроумное устройство погребальной камеры, надёжно скрытой в карстовой пещере среди горных вершин.

Продолжение следует…